Государственная
автоматизированная система РФ «Правосудие» - это территориально
распределенная автоматизированная информационная система,
предназначенная для формирования единого информационного пространства
судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном
Суде Российской Федерации (СД), обеспечивающая информационную и
технологическую поддержку судопроизводства на принципах поддержания
требуемого баланса между потребностью граждан, общества и государства в
свободном обмене информацией и необходимыми ограничениями на
распространение информации.
В соответствии с федеральной целевой
программой «Развитие судебной системы России» на 2007–2011 г., начиная с
2007 г. развернуты широкомасштабные работы по внедрению информационных,
программных и технических решений ГАС «Правосудие» в судах общей
юрисдикции и региональных органах Судебного департамента, поставке
современного оборудования.
В процессе внедрения и дальнейшего
развития ГАС «Правосудие» большое внимание уделяется созданию единого
информационного пространства судебной системы РФ на основе:
-
обеспечения информационного взаимодействия судебных органов различного
уровня, а также различных программных изделий, развернутых на объектах
автоматизации;
- подключения объектов автоматизации к высокоскоростным каналам передачи данных;
- оснащения судебных органов современными средствами автоматизации и передачи данных.
Государственная
автоматизированная система «Правосудие» определяется совокупностью
взаимосвязанных компонентов, территориально-распределенных по основным
объектам автоматизации судов общей юрисдикции и системы Судебного
департамента:
- организационно-штатной составляющей;
- системой связи и передачи данных;
- комплексов средств автоматизации;
- информационных ресурсов
- технологических ресурсов и подсистемы поддержки.
Основными целями создания ГАС «Правосудие» являются:
1. Обеспечить законность и обоснованность принимаемых судебных решений и качество оформляемых судебных документов;
2.
Сократить сроки рассмотрения дел и рассмотрения жалоб на основе
использования новых информационных технологий, включая средства
видеоконференцсвязи;
3. Повысить эффективность процессов судебного
делопроизводства и подготовки данных судебной статистики в судах путем
сокращения времени на обработку и передачу информации;
4. Повысить достоверность и полноту первичной информации, получаемой в ходе судебных заседаний;
5. Повысить оперативность сбора и оформления судебных материалов при подготовке и слушании дел;
6. Обеспечить сетевой доступ к библиотечной электронной информации для работников судов и системы Судебного департамента;
7.Обеспечить
оперативный доступ судей и работников аппаратов судов к актуальной и
точной информации по действующему законодательству и правоприменительной
практике;
8. Обеспечить объективный анализ правоприменительной
практики, структуры правонарушений и направлений криминализации общества
на основе больших объемов судебной статистики и данных предыстории;
9.
Повысить оперативность информационного взаимодействия судов с Верховным
Судом Российской Федерации, Судебным департаментом, следственными
органами, прокуратурой, Минюстом России и органами государственной
власти субъектов Российской Федерации;
10. Повысить эффективность
информационных процессов кадрового, организационного,
материально-технического и ресурсного обеспечения деятельности судов с
созданием инструмента информационно-аналитической поддержки принятия
решений во всех сферах обеспечения судебной деятельности;
11. Повысить оперативность реагирования на обращения судей, граждан и организаций в Судебный департамент;
12.
Повысить полноту и достоверность информации, необходимой для
административного управления, сократить сроки ее представления в аппарат
Судебного департамента из судов и органов Судебного департамента;
13.
Создать достаточное функциональное информационно-технологическое и
программное обеспечения судов общей юрисдикции и системы Судебного
департамента;.
14. Повысить уровень достоверности представления
данных, обеспечить адекватное решение вопросов информационной
безопасности на всех этапах создания и использования ГАС «Правосудие»;
15.
Повысить информированность общества о деятельности судов, обеспечить
прозрачность и открытость состояния системы правосудия в России;
16.
Создать эффективную, экономически целесообразную систему управления,
обеспечения, эксплуатации, поддержания и сервисного обслуживания
имущественного комплекса ГАС «Правосудие»;
17. Обеспечить вхождение
в информационное пространство органов государственного управления,
правоохранительных органов, организовать взаимодействие между
центральными национальными органами обеспечения деятельности судов (в
первую очередь в рамках СНГ), с ведущими международно-правовыми и
судебными организациями – Международным Судом, Советом Европы и другими
зарубежными организациями.
ГАС "Правосудие" в соответствии с
организационно-штатной структурой и полномочиями его автоматизируемых
органов включает в свой состав специализированные комплексы средств
автоматизации, объединяемые в рамках следующих функциональных
подсистем:
1. "Административное управление" – подсистема
информационно-аналитической поддержки управленческой деятельности на
базе корпоративной сети АРМ руководителей судов и Судебного
департамента, а также АРМ помощников-аналитиков. Подсистема включает в
свой состав программно-информационный комплекс со сводными данными
судебной статистики, отчетными данными по всем аспектам обеспечения
деятельности судов, справками с оценкой эффективности работы судов и
органов (подразделений) Судебного департамента. При этом обеспечивается
анализ предыстории, оценка текущего состояния, перспектив развития судов
и системы Судебного департамента во взаимодействии с соответствующими
функциональными подсистемами и КСА ГАС «Правосудие».
Программно-информационный комплекс подсистемы содержит экспертные оценки
по проблемным вопросам с выявлением "острых ситуаций", требующих
принятия безотлагательных управленческих решений. Включает в свой состав
электронный справочник руководителей судов и Судебного департамента,
обеспечивающий оценку динамики результатов их деятельности и
сравнительный анализ эффективности работы отдельных судов (подразделений
Судебного департамента).
2. "Организационное обеспечение" –
подсистема информационной поддержки задач, связанных с организационным
обеспечением деятельности судов и органов Судебного департамента. В
подсистеме организуется обобщение данных территориально-объектового
контроля по всем видам обеспечения деятельности судов, а также
поддерживается в актуальном состоянии справочная информация о
пользователях судебной информационной инфраструктуры. Эта информация
включает, в частности, наименование судов или органов Судебного
департамента, их реквизиты, рабочие телефоны, Е-МАIL, факс суда или
органа Судебного департамента, каталог доступных информационных ресурсов
и другая служебная информация.
3. "Право" – подсистема,
обеспечивающая доступ к правовой информации и юридическим изданиям в
электронном виде, поддержание правовых баз в актуальном состоянии,
информирование судей, судейских коллегий и органов Судебного
департамента о правовых нормах и результатах обобщения судебной
практики.
4. "Финансы" – подсистема, автоматизирующая процессы
бухгалтерского учета и отчетности, обработку оборотных балансов и
формирование сводной отчетности судов и органов Судебного департамента.
Ведение баз данных для задач экономического анализа и прогнозирования
различных ситуаций. Доведение до мест выделенного объема финансирования,
расчет заработной платы. Подсистема включает в свой состав средства
специализированного программного и информационного обеспечения задач
финансирования судов и органов Судебного департамента, учета выделенного
объема финансирования, расчета заработной платы, формирования бюджета и
контроля его исполнения.
5. "Кадры" – подсистема автоматизации
деятельности кадровых органов Судебного департамента и судов, учета,
хранения и анализа данных об организационно-штатной структуре и
фактическом кадровом составе. Решение задач социального обеспечения
судей, в том числе пребывающих в отставке, членов их семей и
государственных служащих. Ведение баз данных «Штатное расписание»,
«Кадры», «Социальное страхование».
6. «Судебное делопроизводство и
статистика» – подсистема, обеспечивающая автоматизированное
делопроизводство, документооборот и ведение электронных архивов судебных
дел; сбор, контроль, обработку и представление данных судебной
статистики. Технологическое обеспечение записи протоколов судебных
заседаний, включая автоматизированную звукозапись хода судебного
заседания и архивацию материалов.
7. «Банк судебных решений
(судебной практики)» – подсистема автоматизированного сбора и анализа
решений судов, систематизации сведений о прецедентах судебных решений,
аналитической обработки и тиражирования обобщенных данных судебной
практики, оперативного обмена этими данными между судами разных
инстанций и обеспечения санкционированного доступа к информации банка со
стороны различных категорий пользователей.
8. "Видеоконференцсвязь"
– подсистема, обеспечивающая рассмотрение в судах кассационных и иных
жалоб с использованием технологии видеоконференцсвязи.
9. "Судебная экспертиза" – подсистема автоматизированного доступа к информации по вопросам судебной экспертизы.
10.
"Документооборот " – подсистема, обеспечивающая автоматизацию
процессов делопроизводства, документооборота и ведения архива с
документальным оформлением каждого этапа жизненного цикла документа;
11.
"Ведомственная статистика Судебного департамента" – подсистема,
обеспечивающая автоматизированный сбор, контроль, обработку,
формирование и хранение данных ведомственной статистики, в том числе
аналитических.
12. "Обучение" – подсистема, предназначенная для
информационной и технической поддержки процессов разработки и реализации
программ профессионального образования кадров и обучения их новейшим
информационным технологиям с использованием компьютерных средств
дистанционного обучения.
13. "Общественные связи" – подсистема
мониторинга информационных ресурсов СМИ государственных органов,
учреждений и организаций, в том числе иностранных, подготовки и
информирования органов судейского сообщества, СМИ и граждан России о
функционировании судебной системы и проблемах судов.
14.
"Материально-технические ресурсы" – подсистема автоматизации слежения за
состоянием материально-технических ресурсов и планирования
потребностей в них судов и системы Судебного департамента. В подсистеме
организуется автоматизированный учет информации о нормах обеспечения,
потребностях, наличии и движении различных ресурсов в судах и органах
Судебного департамента.
15. "Обращения граждан" – подсистема
автоматизированной регистрации сведений о предложениях, жалобах,
заявлениях граждан (организаций и учреждений), постановки их на
контроль, анализа своевременного рассмотрения поступающих предложений,
жалоб и заявлений, формирования справок и статистических материалов о
работе с обращениями граждан.
16. "Международное сотрудничество" –
подсистема автоматизации учета материалов международных проектов,
финансируемых внебюджетными фондами и контроля их выполнения.
Обеспечения доступа и поиска необходимой информации в среде
информационных ресурсов международных правовых организаций,
государственных и иных органов, учреждений судебной власти за рубежом с
целью подготовки аналитических отчетов, а также ведения электронных
библиотек международных правовых актов и зарубежных законодательных
актов по вопросам правосудия.
17. "Недвижимость" – подсистема учета,
контроля и управления недвижимостью. В подсистеме организуется
автоматизированный учет объектов недвижимости судов и органов Судебного
департамента в зависимости от необходимых данных, обновляемых и
пополняемых по мере изменения информации об объектах недвижимости.
Основной характер данных: формы и виды собственности объектов, их
балансовая стоимость, процент износа, место расположения, год постройки,
даты проведения реконструкции, капитального и текущего ремонтов,
затраченные денежные средства на них, сведения о балансодержателе,
наличие правоустанавливающих документов, договоров на объекты.
18.
"Судейское сообщество" - подсистема, обеспечивающая учет,
систематизацию и автоматизированную обработку информации для органов
судейского сообщества (Всероссийского съезда судей, Совета судей
Российской Федерации, Высшую квалификационную коллегию судей Российской
Федерации, органов судейского сообщества в субъектах Российской
Федерации).
Помимо выше упомянутых подсистем в ГАС "Правосудие" включены типовые функционально-технологические подсистемы:
- информационно-справочная система;
- интернет-портал ГАС «Правосудие»;
- подсистема отображения информации коллективного пользования.
Обеспечивающие компоненты:
- подсистема связи и передачи данных;
- подсистема управления и контроля функционирования;
-подсистема обеспечения эксплуатации и сервисного обслуживания;
-подсистема обеспечения информационной безопасности.
Информационно-справочная подсистема
Информационно-справочная
подсистема обеспечивает на основе WEB-интерфейса и Интранет-технологий
пользовательский доступ к информационным ресурсам ГАС «Правосудие»,
отображаемым в виде текстовой, картографической информации, диаграмм и
таблиц.
Интернет-портал ГАС «Правосудие»
Предназначен для
оперативного представления комплекса информационных ресурсов ГАС
«Правосудие» со сводными данными судебной статистики, отчетными данными
по различным аспектам деятельности судов, справками по работе судов и
органов (подразделений) Судебного департамента. При этом обеспечивается
анализ предыстории, оценка текущего состояния, перспектив развития
судопроизводства. В сети Интернет должен быть создан Интернет-портал ГАС
«Правосудие», на котором могут представляться сведения от региональных
судов общей юрисдикции и обобщенные информационные ресурсы
федерального уровня, поддерживаемые системой судебного департамента. На
базе информационных технологий глобальной сети "Интернет" и современных
средств связи предполагается поддерживать оперативное взаимодействие
между центральными национальными органами обеспечения деятельности судов
(в первую очередь в рамках СНГ), а также организовать каналы связи с
ведущими международно-правовыми и судебными организациями –
Международным Судом, Советом Европы, региональными и общемировыми
судейскими ассоциациями.
Подсистема отображения информации коллективного пользования
Подсистема
обеспечивает представление информации (включая представление документов
и речевую синхронность информации) на средствах визуализации большого
формата. Элементы подсистемы, развертываемые в судах областного уровня
субъектов Российской Федерации и в структурах СИЗО, в рамках подсистемы
«Видеоконференцсвязь», должны быть реализованы на базе единых типовых
проектных решений.
Подсистема связи и передачи данных
ГАС
«Правосудие» создаётся на базе существующих телекоммуникационных систем
России и систем передачи данных субъектов Российской Федерации. При этом
учитывается содержание работ, проводимых по формированию Национальной
информационной инфраструктуры в рамках соответствующих федеральных,
межведомственных и территориальных целевых программ. Одной из основных
программ в этой области является Федеральная целевая программа создания и
развития информационно-телекоммуникационной системы специального
назначения в интересах органов государственной власти (ИТКС).
Сеть
передачи данных ГАС «Правосудие» создается на основе архитектуры и
технологии открытых систем, сущность которой заключается в возможности
переноса прикладных программ на различные аппаратные платформы и в
возможности взаимодействия с другими системами посредством реализации
международных стандартов на интерфейсы.
В стране создано и
эксплуатируется множество различных информационно-телекоммуникационных
систем, внедряемых различными организациями и ведомствами с
использованием телекоммуникационных сред различных производителей.
Поэтому для проведения в жизнь обоснованной политики, обеспечивающей
проектирование, закупку, развитие и внедрение систем в судах и органах
Судебного департамента за счет бюджетных средств целесообразно
использовать Государственный профиль взаимосвязи открытых систем (ВОС)
России. Этот стандарт разработан на основе анализа национальных профилей
ВОС передовых зарубежных стран. Использование Госпрофиля ВОС при
проектировании телекоммуникационных сетей ГАС «Правосудие» позволит
обеспечить совместимость сетей и информационных систем федерального,
регионального и муниципального уровней. Судебный департамент совместно с
профильными министерствами и ведомствами разрабатывает общие
технические требования к организации связи для судов и органов
Судебного департамента с учетом различного уровня развития систем связи и
передачи данных в субъектах Российской Федерации.
Учитывая
этапность создания ГАС «Правосудие», изначально подсистема связи и
передачи данных может представлять собой совокупность выделенных
(арендованных) и коммутируемых каналов сети телефонной связи общего
пользования, узлов коммутации и абонентских узлов доступа,
обеспечивающих передачу всех требуемых типов информационного трафика
между абонентами и информационными базами ГАС «Правосудие».
В составе подсистемы выделяются:
-
центральная сеть, предназначенная для организации обмена информацией
между Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом при
Верховном Суде Российской Федерации и судами областного уровня,
управлениями Судебного департамента в субъектах Российской Федерации и
представительствами в федеральных округах (верхний уровень);
-
региональные (89 + 7 Представительства в федеральных округах) и районные
(до 2800 объектов районных судов, гарнизонных военных судов, объектов
системы СИЗО и до 6600 мировых судей) сети, предназначенные для
информационного обмена между судами общей юрисдикции областного уровня и
районными, гарнизонными судами и объектами автоматизации мировых судей
(нижний уровень).
Верхний уровень подсистемы развивается по
принципу ведомственной сети связи и представляет собой совокупность
выделенных (арендованных) цифровых каналов связи со скоростью до 2048
Кбит/с, узлов коммутации и абонентских узлов доступа, обеспечивающих
передачу всех требуемых типов информационного трафика между абонентами
системы. Для обеспечения резервирования верхнего уровня подсистемы
используются федеральные сети передачи данных и телефонная сеть общего
пользования.
Для организации связи нижнего уровня подсистемы используются:
- телефонная сеть общего пользования;
- региональные сети передачи данных;
- выделенные (арендованные) каналы связи.
При
развитии существующих телекоммуникационных сетей в рамках судебной
информационной инфраструктуры необходимо соблюдать следующие
требования:
- развитие и совершенствование сетей должно быть в
строгом соответствии с документами Международного Союза Электросвязи и
общепринятой технологией цифровой сети интегрального обслуживания;
-
поэтапное внедрение новых технологий на основе использования опытных
зон в городах, имеющих развитую телекоммуникационную инфраструктуру;
-
обеспечение выполнения требований Совета Европы по выработке
стандартного пользовательского интерфейса для поиска правовой информации
на различных государственных серверах;
- обеспечение безопасности
телекоммуникационной среды на основе комплекса организационно-правовых
мер и лицензированных средств защиты информации.
Подсистема управления и контроля функционирования
Подсистема включает следующие комплексы задач:
- управления обработкой функциональной информации;
- управления функционированием программно-технических средств;
- управления средствами информационной защиты;
- сбора и обработки информации о состоянии и функционировании подсистем ГАС «Правосудие».
Подсистема обеспечения эксплуатации и сервисного обслуживания
Подсистема включает:
-
стендовое технологическое оборудование, обеспечивающее тестирование и
тиражирование программных продуктов, формирование моделей реконфигурации
региональных фрагментов ГАС «Правосудие» для обеспечения деятельности
мировых судей и территориальных особенностей в субъектах;
-
совокупность комплексов задач, обеспечивающих планирование, учет и
контроль процессов технического и сервисного обслуживания, ремонта,
поставки программно-технических средств, инсталляции и модернизации
программных средств, ввода в действие и модернизации комплексов средств
автоматизации, ведение учета движения оборудования, запасного
инструмента, принадлежностей и обменного фонда, контрольно-измерительной
аппаратуры, расходных материалов и т.п.
Решение этих задач
сопряжено с формированием инфраструктуры внедрения и эксплуатации
компьютерных технологий. Эта инфраструктура может представлять собой
сеть специализированных учреждений - Федерального центра информатизации
(ФЦИ) и территориальных межрегиональных/региональных центров (МРЦ/РЦ)
поддержки ГАС «Правосудие», укомплектованных квалифицированными
специалистами по информационным технологиям, внедряемых в органы
государственной власти для обеспечения учрежденческой деятельности,
включая и в правовой сфере. На межрегиональном уровне возможны варианты
привлечения существующих организаций и предприятий, имеющих опыт работы
с большими территориально-распределенными системами органов
государственного управления. Основным назначением таких центров должно
стать: внедрение новых информационных технологий и систем передачи
данных с проведением обучения работников судов и органов Судебного
департамента, оказанием им помощи в использовании компьютерных
технологий, восстановление и поддержание аппаратно-программных средств.
Подсистема обеспечения информационной безопасности
Обеспечение
информационной безопасности реализуется комплексом организационных,
правовых и инженерно-технических решений, обеспечивающим защиту
конфиденциальной информации, системы в целом и ее компонентов от
несанкционированного доступа с использованием сертифицированных средств
криптографической защиты информации, подтверждением авторства и
целостности электронного документа электронной цифровой подписью,
антивирусными средствами защиты, архивированием и восстановление
данных.
«Закрытый» контур включает:
- защищенную
информационно-телекоммуникационную среду коллективного пользования для
органов государственной власти и управления;
- защищенную среду электронного документооборота судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента;
-
подсистему официального информирования по общественно-политическим и
социально-экономическим вопросам на основе сообщений информационных
агентств, средств массовой информации и сообщений пресс-служб органов
власти.
Поддержание политики информационной безопасности,
эксплуатация подсистемы должны осуществляться службой обеспечения
информационной безопасности ГАС "Правосудие".
Дополнительные объекты автоматизации и информатизации.
Для
автоматизированного формирования состава судов присяжных заседателей
создаются типовые проекты автоматизированных рабочих мест «Суд присяжных
заседателей».
Для института мировых судей Судебным департаментом
совместно с исполнительными органами субъектов Российской Федерации, в
рамках единой судебной информационной инфраструктуры, формируется
муниципальный уровень подсистемы судебного делопроизводства и
статистики, подсистем финансового, организационно-правового и ресурсного
обеспечения деятельности мировых судей.